ПЕРВОПРИЧИНА ДЕГРАДАЦИИ БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ - ОДНА. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ - ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ КЛИМАТА,

ПЛОХАЯ ЭКОЛОГИЯ И НАШИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, - ЛИШЬ ЕЁ СЛЕДСТВИЯ.

И СОСТОИТ ОНА В НЕДОПУСТИМО ВЫСОКОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЛЮДЕЙ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ.

четверг, 27 января 2011 г.

Естественные законы коллапса

Адам Сакс

То, что птицы могут летать, а свиньи нет, является следствием законов природы, которыми занимаются физика и биология. Все, что происходит на планете Земля, подчиняется тем же законам. Эти законы незыблемы. Всегда. [1] 

Для многих это трюизм, самоочевидность которого хорошо просматривается в аборигенных культурах, где люди целиком зависят от природных сил и от того, что находится под рукой. Но этот трюизм теряется из виду в технологических и бюрократических структурах, из-за воображаемой человеческой исключительности, из-за сложного характера цивилизаций, и прежде всего в современной промышленной цивилизации. 

Другими словами, на протяжении последних десяти тысяч лет нашей истории, проходящей в благоприятных климатических условиях, мы использовали законы природы для наших краткосрочных и долгосрочных целей, и вообразили, что более от них не зависим. Примеры нынешнего состояния уже стали энциклопедическими: использование ископаемого топлива, Зеленая революция, атомная энергетика, загрязнение больших территорий, начало шестого вымирания видов и т.п. Но мы продолжаем действовать так, как если бы эти беды не грозили нашему собственному существованию. 

среда, 26 января 2011 г.

О биорегионализме и "монашеской" цивилизации

Александр Герцен, выступая столетие назад перед группой анархистов об устранении царя, напомнил слушателям о том, что дело не в том, чтобы поддержать умирающую систему, а в том, чтобы заменить ее: “Мы думаем, что мы врачи. На самом деле мы часть болезни.” Все современные движения сопротивления должны признать, что политическая кухня и глобальный капитализм – мертвы. Мы должны перестать тратить энергию на попытки его реформировать. Это не конец сопротивления, это совершенно другая форма сопротивления. Это означает, что мы должны направить свою энергию на строительство устойчивых коллективных сообществ, чтобы противостоять надвигающемуся кризису; без коллективных усилий нам просто не выжить.

вторник, 25 января 2011 г.

О "мусорной" политической системе

Мы живем в культуре, которую Бенджамин ДеМотт назвал “мусорной политикой.” (junk politics). Мусорная политика не требует справедливости или восстановления прав. Она всегда персонифицирует проблему, не пытаясь ее прояснить. Она сводит серьезные споры к производственным скандалам, сплетням о знаменитостях. Она трубит о своем вечном оптимизме, бесконечно превозносит мораль, и говорит о сложностях жизни на «понятном» всем языке. В результате такой политики ничего не меняется, “на самом же деле идет укрепление тех процессов и практик, которые только усиливают существующую систему социо-экономических привилегий.”

четверг, 20 января 2011 г.

Неприкосновенность рубежей - священный долг каждого павиана

Жизненное пространство, или Сколько кому земли надо
Что понимают этологи под жизненным пространством особи, понять легко: это столько земли или воды, сколько требуется, чтобы жить. Чтобы было чем питаться, где укрываться. Где размножаться. Конечно, в разных местах для этого требуется больше или меньше места, но в целом жизненное пространство у крупных животных обширнее, чем у мелких. 
Если же мы математически обобщим сведения о жизненном пространстве очень многих видов, то выяснится, что оно гиперметрично массе тела животного (то есть растет пропорционально массе в степени больше единицы). Еще одно обобщение можно сделать, объединив в одном уравнении данные о жизненном пространстве растительноядных видов, а в другом — сведения о плотоядных. Окажется, что первым надо во много раз меньше пространства, чем вторым. Например, у растительноядных млекопитающих жизненное пространство в квадратных метрах равно 400 • (масса тела, г.)1,024, а у плотоядных — 1430 • (масса тела, г.)1,223. Читатель, вооружившись калькулятором и подставляя в уравнения массы разных животных — от мыши до слона, может предсказывать, сколько кому земли требуется. Если подставить массу человека (70000 граммов), то окажется, что при питании дикими растениями ему нужно 3,7 квадратных километра подходящей для его образа жизни земли, а если начать жить охотой, то потребуется 120 квадратных километров охотничьих угодий.
Жизненные пространства животных разных видов могут многократно перекрывать друг друга. Так, на таком пространстве у хищной рыси находятся и «земли» ее будущих жертв, например, зайцев и куропаток, и жизненные пространства несъедобных для нее видов, и пространства других хищников, скажем, куницы. Особи же одного вида используют свое жизненное пространство либо каждый сам (как одиночно живущие лоси или тигры), либо семейно (бобры, ондатры, вороны, волки), либо совместно, всем стадом, объединив индивидуальные жизненные пространства и кочуя по ним (северные олени, сайгаки, слоны). Приматы тоже используют его совместно: гориллы и шимпанзе живут небольшими группами, а наземные обезьяны — крупным стадом.
Поскольку особь не обязательно защищает свое жизненное пространство, постольку в ее инстинктах нет некоего «права» на него, нет и запретов на посещение чужого. Если животное защищает какую-то часть своего жизненного пространства, то эту его часть этологи называют охраняемой территорией (или просто территорией).

среда, 19 января 2011 г.

О коммунистической утопии и реальном социализме с "обезьяним лицом"

Коммунистическая идея утопична именно потому, что она не соответствует нашим инстинктивным программам. Такое общество невозможно для людей даже на короткий срок. Для него нужен ни много ни мало, как другой человек. Коммунисты попробовали создать такого человека путем искусственного отбора, уничтожая десятки миллионов «недостойных жить при коммунизме», но оказалось, что подходящего материала для селекции нового человека среди людей просто нет.       

Чье лицо у социализма? В прошлом веке (XIX – прим. мое – П. П.), когда о жизни обезьян почти ничего не знали, сообщения о том, что они делятся пищей, привели в умиление некоторых мыслителей. Еще бы! Стоит развить эту милую привычку дальше – и получишь общество справедливого распределения у предков человека. И в нашем веке некоторые умоляли зоологов: найдите, найдите «зачатки», они так нужны для фундамента Верного Учения! Раз оно их предсказывает – должны быть. Но все напрасно. Не нашли. Зато выяснили другое. Иерархи стадных обезьян никогда не делятся с другими самцами тем, что добыли сами, своим трудом. Они раздают отнятое у Других, причем то, что оказалось не нужным самому. При кочевом образе жизни все, что не смог сожрать и спрятать за щеку, приходится или бросать, или «распределять». Одаривают «шестерок» и самых униженных попрошаек, зачастую по нескольку раз вручая подачку и тут же отбирая. Эта процедура – не забота о ближнем, а еще один способ дать другим почувствовать свое иерархическое превосходство.       
Этологи проделали с обезьянами много опытов по выяснению материальных отношений. Вот один из них. Если обучить содержащихся в загоне павианов пользоваться запирающимся сундуком, они сразу соображают, как удобно в нем хранить пожитки. Теперь, если доминанта снабдить сундуком, он только копит отнятое добро, ничего не раздавая. Если все получают по сундуку – доминант все сундуки концентрирует у себя. Второй опыт: обезьян обучили, качая определенное время рычаг, зарабатывать жетон, на который можно в автомате купить то, что выставлено за стеклом. Общество сразу расслоилось: одни зарабатывали жетон, другие попрошайничали у автомата, а доминанты – грабили, причем быстро сообразили, что отнимать жетоны, которые можно хранить за щекой, выгоднее, чем купленные тружеником продукты.       
Труженики сначала распались на два типа: одни работали впрок и копили жетоны, тратя их экономно, а другие как заработают жетон, так сразу и проедают. Спустя некоторое время труженики-накопители, которых грабили доминанты, отчаялись и тоже стали работать ровно на один жетон и тут же его тратить. Эти и многие другие исследования показали, что на основе своих инстинктивных программ приматы коммунизма не строят. Они строят всегда одно и то же – «реальный социализм».

вторник, 18 января 2011 г.

Сравнительная политология: Официальные церемонии у павианов и лидеров государств

Главный символ превосходства у приматов (как и у многих других млекопитающих и птиц) – это зрительно возвысить себя над остальными, занять высокое место и не допускать на возвышение остальных. Троны, престолы, президиумы, трибуны – дань этой древней программе. Есть и много других символов, в том числе и забавные.

И сопровождающие его лица… 
Посмотрим, как стадо павианов встречает на границе своих владений стадо соседей. Самцы боевого возраста выдвигаются вперед, образуя развернутый полумесяцем строй, останавливаются и принимают позы угрозы. Так же поступают соседи. Иерархи проходят сквозь строй и медленно приближаются к границе, вглядываясь в иерархов другого стада, идущих навстречу. Если встреча произошла на границе и территория не нарушена, а стадо знакомое, иерархи, узнав друг Друга, сходятся с распростертыми руками и обнимаются. После этого могут встретиться и более молодые самцы.        И эту картину мы видели сотни раз в официальной кино – и телехронике. В наше время главы государств встречаются не на границе, а приземляются сразу в столице, и гость не везет с собой в нескольких самолетах военный эскорт. Но хозяин почему-то встречает его не чем-нибудь приятным – парадом красавиц, скажем, а проводит его мимо строя своих угрюмых солдат. Люди давно, наверное, отказались бы от этой процедуры, если бы она не тешила их инстинктов.

Геронты и дети. 
Единственная радость у стариков-павианов – это дети среднего возраста. Пока павиан поднимался вверх по иерархической лестнице, они его не интересовали. (Разве что иногда поиграет с младшими детьми своей матери.) Но теперь в нем пробудилась врожденная программа учить их жизни. Окруженный восторженно взирающими на него детенышами (такой страшный для всех, и такой добрый для них), он показывает, как рыться в земле, раздирать гнилые пни, переворачивать камни, раскалывать орехи, докапываться до воды и делать многое другое, чему его учили в детстве и что постиг сам за долгую и удачную жизнь.
       

понедельник, 17 января 2011 г.

Сравнительная политология: Геронтократия павианов-анубисов и брежневского Политбюро ЦК КПСС

(по материалам работы В. Дольника

       Образование пирамиды по возрастному признаку, без всякого сомнения, свойственно человеку. В традиционных обществах возрастная иерархия соблюдается очень строго. Но и образование союза подчиненных с целью свержения доминанта — тоже дело обычное, известное от седой древности до наших дней. У людей эти союзы тоже неустойчивы, сравнительно легко разрушаемы. Предательство вчерашнего союзника — норма поведения политиков. Иначе не сохранялась бы тысячи лет римская поговорка «разделяй и властвуй». Конечно, до идеи объединения с целью свержения угнетателей и захвата их положения можно дойти путем интеллектуальных раздумий или компьютерных моделей, не прибегая к инстинкту. Но инстинкт этот в нас сидит и готов действовать как по велению рассудка, так и вопреки ему.

       Обитающие в африканской саванне павианы анубисы сделали в свое время важное «открытие»: более агрессивного и сильного самца можно понизить в ранге, если найти для этого дела союзника, такого же слабоватого, как ты сам. Если удастся создать союз из нескольких самцов, можно посягнуть на вышестоящую особь. У молодых самцов эти союзы непрочны, потому что их члены все время предают друг друга, особенно когда дело доходит до драки. Но постепенно какая-то часть самцов одного возраста создает более устойчивый союз, и тогда они могут покушаться на власть старших. Обычно стадо павианов образует иерархическую пирамиду по возрастному признаку. Но «союзы молодежи» могут изменить ее путем «революции снизу».

воскресенье, 16 января 2011 г.

Про вырожденцев и вырождение

Ещё Горький писал, что в третьем поколении интеллигентных семей наступает 
вырождение. Три поколения без заботы о хлебе насущном и без борьбы 
за существование – и такой результат практически неизбежен.

Как отличить вырожденца от здоровой особи? 
Очень просто. Для здоровой особи главное – здоровые и ясные потребности. Пожрать, поебаться, иногда подраться, понянькать детей, возвысится над окружающими, получить власть.
А для вырожденца главное – душевный комфорт.
Здоровая особь, только видит, фигурально выражаясь, лакомый кусок, сразу бросается и вцепляется. Не такая реакция у вырожденца. От этого у него веко дёргается, от того у него изжога, а от этакого на него депрессия нападает, а от прочего – бессонница или настроение портится. А насчёт всего прочего у него строгие принципы. И всё такое без конца. И главное для него – избежать всего эдакого, беспокоящего.
А знаете отчего рушатся некогда славные и могучие державы? 
А от того, что цивилизация в них развилась до того, что способна удовлетворить все потребности большинства населения. Или, по крайней мере, элиты. И обеспечить существование без борьбы за существование и заботы о хлебе насущном.
Три – четыре поколения такого существования большинства населения и нет державы. Раньше вырождалась только элита. Из-за слабого развития производительных сил. Сейчас вырождаются целые нации и даже расы.
Признаки смотри выше.